Знаешь ли ты, почему разводной железнодорожный мост в Ростове-на-Дону раньше называли «Американским»?
Первый однопутный железнодорожный мост в центральной части города появился в 1874 году. Это было пятипролетное сооружение с поворотной центральной фермой. На время прохода судов она поворачивалась на 90 градусов и становилась вдоль русла реки. Конструкция, прямо скажем, не самая удачная: суда часто врезались в опоры моста, да и пропускная способность (как судоходная, так и железнодорожная) была весьма невысока.
Неудивительно, в 1917 году было затеяно строительство нового, современного разводного моста по американской технологии. Руководили процессом инженеры из США, для которых возведение подобных мостов не было в новинку.
Во время войны «Американский» мост было полностью разрушен. В послевоенные годы на его месте возвели временный неразводной, а в 50-х годах открылся тот мост, который мы видим и по сей день: в точности копирующий старый «Американский», но чуть выше по течению реки. Бетонные быки, на которых крепились фермы старого моста, до сих пор можно увидеть с берега или из окна поезда.
И ещё. Ты, скорее всего, не поверишь, но в непрезентабельных будках на верхушках мостовых опор находятся подъемные механизмы. Которые, в случае аварии, приводятся в действие силами 12 человек, по 6 на каждой опоре. Если ты считаешь, что это даже не удивительно — прогуляйся к ростовскому железнодорожному мосту и попробуй рассчитать вес центральной, подъемной фермы. Уверен, гений инженерной мысли наверняка поразит тебя.